Отель “Софи” в Плесе, построенный по канонам русской усадьбы
С Соборной горы в Плесе открывается живописный вид на весь город, в том числе и на район Заречье, где появился этот отель. “Когда мы увидели развалины дома, которые портили всю картину, решили, что надо спасать открыточный пейзаж”, — рассказывает хозяин “Софи” Сергей Горшунов. В детстве он часто с родителями бывал в Плесе. “Мы приезжали к друзьям на дачу. Это был старый купеческий особняк на высоком берегу Волги. Я до сих пор вспоминаю чаепития на веранде, дымящий самовар и проплывающие мимо теплоходы”, — продолжает он.
Предыдущие владельцы этого дома хотели возвести его по архитектурным канонам XIX века. Когда-то в этой части города стояла точно такая же усадьба, которую и старались воспроизвести по историческим материалам, найденным в местном музее. Но дело до конца не довели и выставили недострой на продажу — так он и оказался в новых надежных руках. “Мы с моим партнером по бизнесу хотели построить не просто отель, а воссоздать классическую русскую усадьбу XIX века с отдельной кухней и своим огородом, где будут выращиваться овощи для нашего стола”, — объясняет замысел Сергей.
На строительство, восстановление и оформление дома ушло три года. “Мы хотели, чтобы никто не догадался, что это новый дом, поэтому не использовали современные материалы и многое делали вручную, — продолжает Сергей. — Все декоративные детали копировали с несохранившихся фасадов купеческих особняков, которые были когда-то в Плесе. Водосточные трубы украсили “коронами”, характерными для этого региона России. В итоге у нас получился собирательный образ русской усадьбы XIX века. Никто из гостей не верит, что это новая постройка, все хотят узнать ее историю”.
Изначально внутри была классическая анфилада, которую изменили, чтобы приспособить особняк под нужды отеля, но холл и парадная лестница на второй этаж остались. Сергей и его бизнес-партнер не привлекали ни дизайнеров, ни архитекторов, а делали все сами, даже за антикварной мебелью ездили в Европу. Говорят, что им помогала насмотренность и, видимо, врожденное чувство стиля.
“Я много где бывал, посетил почти все музеи-усадьбы, в том числе “Поленово”, “Абрамцево”, “Мураново”. И много европейских замков и поместий, — рассказывает Сергей. — Мы сразу решили, что хотим, чтобы наши интерьеры были аутентичными. К примеру, в одном из номеров у нас стоит антикварная кровать с изголовьем, расписанным в духе Франсуа Буше, к ней мы уже подбирали отделочные материалы и остальную мебель. Есть еще одна кровать зеленоватого оттенка, она тоже старая и когда-то была просто вощеной”. Кстати, побочным проектом этой истории стал антикварный салон: мебель, которая не подходила для отеля, выставлялась на продажу.
Сейчас в главном доме шесть номеров, самый любимый у Сергея — в мезонине. Кухня и ресторан находятся по соседству. “Мы выбрали самую высокую точку на участке, откуда открываются потрясающие виды на Волгу. Выше нас только гора Левитана, — говорит хозяин отеля. — По форме здание ресторана напоминает амбар, а внутри висит старинная французская люстра, сделанная вручную из фарфора, которую мы сами привезли из Бельгии”. В планах у владельцев к Новому году достроить и открыть флигель, в котором будет еще четыре номера и спа-зона с выходом в зимний сад. В саду собираются спроектировать специальные воздуховодные короба, по которым натуральный аромат цветов будет передаваться во все комнаты спа.
Отель назвали “Софи” в честь бабушки Сергея. Она, кстати, теперь варит варенье, которым здесь угощают гостей. “Оба наших дома будут формировать панораму района Заречье, — говорит Сергей Горшунов. — Плес признан историческим поселением федерального значения, здесь действуют очень жесткие градостроительные регламенты. Но мы очень ответственно подошли к делу не только поэтому. Нам хотелось построить дом, который не только украсит панораму города, но и лет через сто сам, возможно, станет памятником культуры”.
Текст: Ольга Сорокина
Фото: Роман Иванов
Источник
Отдых в усадьбе: почему стоит побывать в бутик-отеле «Софи» в Плесе
Плес прекрасен в любое время года, за что и заслужил славу одного из лучших направлений выходного дня. Весной — легкая салатовая дымка над деревьями и прозрачный звенящий воздух, буйство пышной зелени летом, переливы осенних багряно-золотых тонов осенью, и наконец белоснежный зимний покров. На фоне меняющихся природных красот выделяются и красоты архитектурные — старинные церкви и особняки, фасады которых не испорчены рекламными вывесками и сайдингом.
В одном из таких особняков с мезонином у подножия горы Левитана расположился гостевой дом «Софи» (ул. Кирова, 8), воплощающий образ русской усадьбы. Это современный особняк, однако ни одна деталь в нем не выдает его юный возраст. Дом возводился по канонам XIX столетия, поэтому при строительстве использовались только те материалы, которые применялись полтора века назад. Процесс возведения особняка напоминал научную реставрацию, несмотря на то что владелец отеля Сергей Горшунов не обращался к профессиональным архитекторам.
«Мы скрупулезно подошли к вопросу и изучили множество старинных фотографий города, сохранившихся в архивах и у частных коллекционеров, — рассказывает Горшунов. — Также нам помогала живопись: например, художник Сергей Виноградов работал в Плесе в 1900 году, и на нескольких его картинах изображены местные купеческие особняки. Так, в полотне «Дача на Волге» легко угадать двухэтажный особняк купца Иосифа Клюшникова, здание которого дошло до наших дней со значительными изменениями: оно, в частности, лишилось деревянного балкона с витражными стеклами, впечатлившими художника. Форму оконных переплетов нашей веранды мы скопировали с этого чудесного балкона».
Финальными штрихами, благодаря которым особняк обрел собственный узнаваемый образ, стали детали: резные наличники, карнизы, пилястры и капители, вдохновленные несохранившимися и ветшающими фасадами купеческих особняков. Особого внимания заслуживают характерные для Плеса ажурные навершия, украшающие водосточные трубы. Мастера воспроизводят такие «короны» из просечного железа — эти навершия стали визитной карточкой города.
Трепетный подход создателей «Софи» к сохранению исторического наследия проявился и во внутреннем оформлении. Пространство отеля возвращает в прошлое, во времена купеческих чаепитий и игры в преферанс. Как рассказывает Сергей Горшунов, сто лет назад даже новости о революции добрались до Плеса с большим запозданием и на протяжении еще какого-то времени город жил так, как будто ничего и не происходило. Размеренный и спокойный уклад стремятся поддерживать в «Софи».
Обстановка в отеле во многом вдохновлена антуражем старинных дворянских усадеб, таких как Щелыково (семейное гнездо Александра Островского) и Нероново (бывшая резиденция дворян Черевиных). Последняя когда-то была самой пышной местной усадьбой, и, несмотря на следы времени, в ней до сего дня сохранились образцы декоративных приемов во французском стиле. Многие из них воссозданы в «Софи»: так, в столярной мастерской в Костроме изготовили деревянные буазери, дюседепорты и филенчатые двери.
Дизайн номеров и общих гостиных — это стилизация интерьеров купеческих домов XIX века. Чтобы сделать ее максимально аутентичной, Сергей Горшунов и его бизнес-партнер на протяжении нескольких лет искали антикварную мебель в разных странах Европы (многие предметы прибыли в Плес из французских замков). У каждого элемента интерьера есть история. Массивные буфеты и шкафы с резными створками, кресла в стиле ампир, столики в эстетике французского барокко — фантазийный микс всех этих вещей воплощает дух эклектики. Поддержать его помогают элементы декора и отделки: кружевные скатерти ручной работы, винтажная посуда и обои с растительными орнаментами Уильяма Морриса, предвестниками эпохи модерн.
В этом году двери открыл второй особняк отеля «Софи» — его особой гордостью стала старинная лестничная балюстрада из древесины ореха, которая когда-то украшала парадную лестницу шато в Нормандии. Владельцы отеля случайно увидели фрагмент этой балюстрады в дальнем углу антикварного магазина и тут же выяснили, что ее размеры идеально соответствуют габаритам лестницы в «Софи». Совпадение просто не могло остаться незамеченным: балюстраду тотчас выкупили, и теперь она украшает центральный холл.
Источник