Кабардино-Балкария в мае

Приэльбрусье гостиницы, Приэльбрусье, восхождение на Эльбрус, Чегемские водопады, долина Нарзанов, путешествие на автомобиле по России, горы Кабардино-Балкарии

Эта часть отчета о путешествии на автомобиле по России посвящена двум дням, проведенным в Кабардино-Балкарии. Подъем до Приюта 11 на Эльбрусе, Чегемские водопады и долина Нарзанов.

Выезжаем из Пятигорска рано утром – едем здороваться с Эльбрусом. До него всего 160 километров по трассе.

Ставрополье длится недолго, на выезде из него люди в погонах досматривают машины с регионом «07» на номерных знаках. Въезжаем в Кабардино-Балкарию, но через 30 километров вновь оказываемся в Ставрополье. И снова – ненадолго, километров на пять, не больше. Опять Кабардино-Балкария. Краем глаз успеваем заметить кабардинцев на лошадях, стада черно-коричневых коров и чеченскую полицейскую машину. Особой красоты в кабардинских поселках нет, но нет и заброшенных домов, как на трассе М-10. Везде кипит жизнь.

Езда по этому участку трассы – «как хочу, так и еду». Сплошные полосы явно не местных жителей. Двойной обгон – на «раз-два». И вообще короли дороги – коровы и ослы. В прямом смысле, а не переносном.

Кабардино-Балкария в маеНа 53 километре трассы А-158 (Баксан-Терскол)– вновь СТОП-контроль.

Едем вдоль реки Баксан. Горы Кабардино-Балкарии растут буквально на глазах.

 

 

Гостиницы встречаются чаще и чаще – туристы любили, любят, и будут любить Приэльбрусье. Въезжаем в поселок Тегенекли и закидываем вещи в отель «Пик Европы». И едем к Эльбрусу. И день превращается в сказку.

 

 

Это был самый лучший день за первую половину поездки. Несезон. Лыжники уехали, альпинисты не приехали. Да и после КТО сюда пока ездит мало туристов. Кто-то боится. Кто-то, избалованный заграничным сервисом, предпочитает ехать в Альпы и прочие европейские горы. Хотя иностранцы приезжать любят. Восходят на Эльбрус, а потом, по словам местных жителей, отмечают восхождение до такой степени, что сами себя запирают в туалетах (туристка из Японии) или лежат на проезжей части (турист из Америки). Американцы через этого бедолагу перешагивали и делали вид, что не замечают бренного тела, пока местные грузчики не оттащили нетрезвого беднягу на обочину. Спать.

Эти истории мы узнали от продавщицы, которая явно скучала за прилавком. Так что, при наличии иностранных туристов в Приэльбрусье весело. Но не очень спортивно.

Нам категорически повезло с погодой – говорят, еще накануне здесь все было затянуто облаками. Мы же не знали, куда деть от солнца глаза, не обезображенные темными очками. Которых у нас попросту не было – мы же в путешествие на автомобиле по России поехали, а не в горы. И до последнего не знали, окажемся ли в этих местах. Но восхождение на Эльбрус, пусть и не до конца, все-таки совершилось.

Если вы не любитель горных прогулок на длинные расстояния или лыжных спусков, то могу вас утешить – на Эльбрус вас довезут и докатят. Сначала два раза в вагончике, до высоты 3 500 м, потом один раз на креслах. За 600 рублей с человека. А потом, по желанию — на снегоходе. Это круто. И даже больше, чем круто. А в нетуристический сезон – еще и не дорого и без толп лыжников. Так что, если вас занесло в Ставрополье, не пожалейте одного дня, съездите в Приэльбрусье.

Лица наши обгорели от яркого снега. Его было много – по колено проваливались. Ездят ратраки и снегоходы. Абрек на снегоходе предложил докатить нас до Приюта 11 (самый высокогорный «отель» в Европе) за 1 000 рублей. После недолгих торгов отвез за полцены. И привез обратно. За что спасибо ему огромное.

Сюда легко можно брать детей – я первый раз за всю поездку пожалела, что мы не взяли с собой Таню. С учетом канаток подняться наверх совсем не сложно.

А еще в Приэльбрусье стоит поехать только ради того, чтобы поесть хычины. Те, что мы пробовали в Терсколе – самая вкусная еда, которую я ела за последние месяцы.

И шашлыки из баранины здесь самые правильные на всем белом свете. Раньше я не любила баранину, считая ее чересчур жесткой. Те чегетские шашлыки были мягче свиных раз в десять. И в кафе мы опять были единственными гостями. 

Кеша на поляне Чегет демонстрировал чудеса эквилибристики переходя речку Донгуз-Орун.

После Эльбруса мы поехали долину Нарзанов. С местного языка «нарзан» переводится как «богатырский напиток». Так-то. Мы выпили его столько, что боялись проснуться на следующий день не Кешей и Аленой, а Добрыней и Алешей. Еще и собой в бутылку налили. Правда, нарзан дает осадок и прозрачным остается не более 12 часов.

На ночь, как уже говорили, остановились в популярной в Приэльбрусье гостинице

Мы побывали в Приэльбрусье благодаря старушке Шнивке, но добраться сюда можно и автобусами из Пятигорска, Минеральных Вод (аэропорта) или Нальчика.

 

Что привезти из Приэльбрусья?

 

Помимо стандартных сувениров, не обязательных к приобретению, здесь продается горный мед, всяческие варенья и чаи. И очень вкусный местный сыр по 300 рублей за килограмм. А еще настоящие папахи и даже бурки.

Утром (спали как убитые, к тому же за окном в девять вечера установилась кромешная тьма) собрались и поехали дальше – снова в Ставрополье, но с заездом на Чегемские водопады.

Скажу честно, водопады хороши для тех, кто не бывал в Норвегии. Таких, судя по сувенирным лоткам – пруд пруди.

Но мы птицы стрелянные, нас текущей сверху водичкой не проймешь. Скромные водопады, одним словом. Критично скромные.

Что понравилось – так это дорога по ущелью. «Чегем» переводится как «земля сломалась». Ущелье необычное – как будто идешь по дну глубокой трещины. 300 метров в высоту и 20 в ширину. Скалы со всех сторон, даже сверху.

К водопадам можно подъехать на машине, но мы, послушавшись запрещающего кирпича, оставили машину в 1,5 км и прошли пешком. Душевно так прошлись. И нас обгоняли машины.

 

К вечеру приехали в Кисловодск. Про него в следующий раз.

Читать еще: 

Пятигорск – достопримечательности, особенности и семейные следы

Сколько стоит поездка в Париж при самостоятельной организации?

Самостоятельное путешествие по Европе – как может подвести машина

Костехранилище в Седлеце — 40 000 скелетов под церковными сводами

Post Views: 3 004

Оцените статью