Коммунальные платежи для отелей

Как УО правильно установить размер платы за содержание апартаментов

Апартаменты не признаются жилыми помещениями, а следовательно, к ним применяются тарифы для нежилых помещений. Читайте о том, как собственник апартаментов пыталась оспорить в суде такой подход, и о позиции ВС РФ по вопросам начисления платы за ЖКУ в апартаментах.

Почему собственник апартаментов не согласился с начислениями платы за ЖКУ

В собственности истца находились апартаменты, располагавшиеся в нежилом здании – спальном корпусе оздоровительного комплекса. В состав апартаментов входили жилые комнаты, спальни, кухня, душевая и санузел.

При сдаче здания в эксплуатацию застройщик заключил договор на управление зданием с управляющей организацией, которую затем утвердили собственники нежилых помещений на общем собрании.

При этом общее собрание не рассматривало вопросы о перечне работ и услуг, которые по договору должна оказывать управляющая организация и о размере платы за содержание апартаментов и иных помещений. Повторное собрание, на котором собственники пытались утвердить размер платы за жилищные услуги УО, не состоялось из-за отсутствия кворума.

Поэтому управляющая организация, выставляя счета за содержание и ремонт общего имущества собственников в здании, использовала размер платы, прописанный в договоре между УО и застройщиком. Плата за коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию, начислялась по тарифам, установленным для нежилых помещений.

Собственник не согласился с таким подходом к расчётам платы за ЖКУ и подал иск в суд. Он настаивал на том, что:

  1. В отсутствие утверждённого перечня работ и услуг по договору управления и размера платы за содержание 1 кв.м. апартаментов начисления должны производиться исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления.
  2. При расчётах платы за коммунальную услугу по энергоснабжению УО обязана применять тарифы для населения и жилых помещений, поскольку апартаменты предназначены для проживания, а не для ведения предпринимательской деятельности. Электроэнергия используется истцом на коммунально-бытовые нужды.
  3. Истец не подписывал договор с УО, следовательно, не имеет обязательств перед организацией по оплате её услуг. Нет между сторонами и договорных отношений по поставке и оплате электроэнергии.

Собственник требовал признать действия УО и применяемые ею тарифы незаконными и обязать организацию сделать перерасчёт платы за ЖКУ, оказанные в апартаментах.

Как УО обосновала правомерность произведённых расчётов платы за ЖКУ

Управляющая организация не согласилась с доводами истца. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников в здании утверждён договором, который заключён между УО и застройщиком.

Договор управления на момент судебного разбирательства был действующим. Его подписали почти 75% собственников помещений в корпусе, где проживает истец, и они не оспаривали размер платы за содержание апартаментов, установленный в договоре. При этом истец договор не подписал и за всё время проживания в апартаментах не оплачивал счета за жилищно-коммунальные услуги.

УО пояснила, что не является исполнителем КУ по энергоснабжению. Услуги по начислению и приёму платежей за электроэнергию УО оказывает по агентскому договору с поставщиком услуги. Следовательно, управляющая организация не может решить вопрос с изменением тарифной группы, по которой ведётся расчёт платы за электроэнергию, потреблённую в апартаментах истца.

К делу привлекли представителя гарантирующего поставщика в регионе, снабжающего здание электроэнергией. Он пояснил, что истцу принадлежит нежилое помещение, которое не относится к жилому фонду, а здание, где расположены апартаменты, не является многоквартирным домом. По договору с застройщиком поставщик электроэнергии ведёт расчёт за ресурс по нерегулируемым ценам для тарифной группы «Прочие потребители» 1-ой ценовой категории.

Почему суд первой инстанции потребовал от УО сделать перерасчёт платы для апартаментов

Решение суда первой инстанции основывалось на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества, применяются нормы ст. ст. 249, 289, 290 ГК РФ и 44 – 48 ЖК РФ (п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Следовательно, общее имущество в здании принадлежит собственникам нежилых помещений на праве общей долевой собственности, и решения в отношении общего имущества принимаются на общем собрании собственников.

Плата за жилое помещение при этом состоит из платы за содержание жилого помещения, за текущий и капитальный ремонт, и платы за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в здании утверждается на ОСС. Если собственники такого решения на общем собрании не приняли, то размер платы определяется органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

В здании, где истец владеет апартаментами, собственники помещений не смогли утвердить указанный размер платы. При этом заключённый между УО и застройщиком договор не может заменить решение общего собрания собственников. Поэтому размер платы за содержание и ремонт 1 кв.м. апартаментов должен определяться в соответствии с НПА муниципалитета.

По вопросу применения тарифа на электроэнергию, установленного для населения, суд согласился с ответчиком: УО не является исполнителем коммунальной услуги и действует по агентскому договору с поставщиком услуг. Изменить тариф на электроэнергию УО неправомочна.

Суд первой инстанции частично удовлетворил иск собственника апартаментов, обязав УО сделать перерасчёт платы за содержание и ремонт с применением установленного органом МСУ размера платы для «Жилых домов со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода». Апелляционный суд оставил решение первой инстанции было без изменений.

По каким основаниям ВС РФ отменил решение первой инстанции

Ответчики подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла основания для удовлетворения жалобы управляющей организации:

  1. Апартаменты не являются объектом жилищных прав, поскольку они не признаются жилым помещением для постоянного проживания граждан и не отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).
  2. Все собственники обязаны вносить платежи за содержание и ремонт общего имущества. Эти платежи должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, которые необходимы для надлежащего содержания общего имущества (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
  3. Орган МСУ устанавливает размер платы для содержания помещения в жилом многоквартирном доме, в котором учитываются расходы для содержания жилого фонда. Такие НПА субъектов РФ не могут применяться для расчёта платы в нежилых зданиях.
  4. Договор управления между застройщиком и УО действует до момента заключения собственниками помещений договора с иной организацией или до избрания на ОСС иного способа управления комплексом.

Собственники помещений в здании не утвердили размер платы за услуги управляющей организации, а применять установленную органом МСУ цену к нежилому зданию нельзя. При этом управляющая организация по факту оказывала услуги и проводила работы по содержанию общего имущества собственников.

Следовательно, по мнению ВС РФ, суд первой инстанции должен был при рассмотрении спора установить объём оказанных управляющей организацией услуг, их стоимость и экономическую обоснованность. Поскольку этого не было сделано, ВС РФ отправил дело на пересмотр в суд первой инстанции.

Запомнить

Согласно мнению ВС РФ, организации, которые управляют зданиями с апартаментами, должны учитывать следующее:

  1. Апартаменты не признаются жилым помещением несмотря на то, что в них могут постоянно проживать собственники или наниматели.
  2. К апартаментам не применяются тарифы и цены, установленные для жилых помещений и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
  3. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в жилом и в нежилом здании утверждается на общем собрании собственников помещений.
  4. Размер платы должен быть экономически обоснованным и достаточным для надлежащего содержания общего имущества собственников.

Источник

Тарифы для гостиниц

Грамотная тарифная сетка позволяет отелю сохранять заполняемость номеров, привлекать новых постояльцев и покрывать собственные расходы. Рассмотрим, какие тарифы бывают в гостиницах и от чего стоит отталкиваться при формировании ценовой политики.

Как составить тарифную сетку

Чтобы определить тарифную политику отеля, нужно отталкиваться от себестоимости номера. Для этого потребуется выяснить постоянные и переменные издержки.

Постоянные затраты не зависят от объемов продаж. К ним относятся: арендная плата, амортизация основных средств. Они растут медленными темпами при увеличении масштабов хозяйственной деятельности, но не зависят от сезона или количества постояльцев.

Переменные издержки напрямую связаны с загрузкой отеля. Это расходы на закупку продуктов, стирку полотенец и постельного белья, а также некоторые коммунальные платежи — за воду и электроэнергию. Сюда же можно отнести зарплату сотрудников, которая зависит от объема работ, — например, горничных.

Чтобы посчитать себестоимость одного номера, нужно сложить постоянные и переменные издержки и поделить их на общее количество номеров. Так вы определите планку, ниже которой не стоит опускать цену за проживание. Даже в том случае, если постояльцев почти нет — иначе вы не окупите затраты на номера.

Теперь составляем тарифную сетку. В ней следует учесть периоды высокого и низкого спроса и прописать специальные предложения. Так вы получите сетку с большим количеством тарифов, которой можно управлять.

Меняйте цены и тарифы на всех площадках из системы управления отелем. 7 дней бесплатно

Открытый тариф

Обычно открытый тариф определяется как стоимость номеров по rack rate — официально объявленной цене без учета возможных скидок. Чтобы более гибко подстраиваться под ситуацию, в таком тарифе можно использовать динамическое ценообразование. Этот прием позволяет отелю сделать лучшее предложение (best available rate, или BAR) и привлечь больше постояльцев, учитывая загрузку отеля, цены конкурентов и текущий спрос на рынке.

Рассмотрим и другие виды тарифов, которые можно использовать в гостиницах.

Корпоративный тариф

Отель сможет привлечь больше бизнес-путешественников, если заключит договоры с организациями на размещение их сотрудников и установит специальные цены для корпоративных клиентов (corporate rate). Тогда стоимость номеров для сотрудников фирм, с которыми у гостиницы есть договор, будет ниже официально опубликованного тарифа на 10–30 %.

Почасовой тариф

Такой тариф пользуется популярностью в местах транзита туристов: рядом с вокзалами и аэропортами.

Если гость планирует задержаться в городе только на несколько часов, например во время длительной стыковки рейсов, то ему невыгодно бронировать номер в отеле на целые сутки. В этом случае гостиница может предложить ему оплату по часам.

В отеле может быть и специальный тариф для отложенных рейсов. Цена за номер в этом случае получается ниже, чем обычно, за счет того, что в гостиницу обращается сразу большое количество гостей, которым нужно проживание на короткое время. Как правило, гостиницы заключают договор с аэропортом на такие заселения.

Дневной тариф

Принцип работы дневного тарифа — гость использует номер в течение дня без ночевки. Обычно дневной тариф предлагают гостю, который по факту приезжает утром и выезжает вечером. Плюсы для гостя здесь в том, что ему не нужно будет доплачивать за ранний заезд или платить за все сутки, или дожидаться рейса в лобби. А для отеля — повышение RevPar (revenue per available room per day — выручка номерного фонда на один номер) за счет увеличения ADR (average daily room rate — cредняя цена за номер/ночь) в этот день.

Тариф раннего бронирования

Получайте бронирования с площадок прямо в шахматку. 7 дней бесплатно

Такой тариф обычно имеет ограничение по минимальному сроку действия до даты заезда, например забронировать номер по цене этого тарифа можно только за 21 день до начала поездки или еще раньше.

При этом раннее бронирование дает определенные преимущества как гостю, так и гостинице. Для гостя это выгодная цена за номер со скидкой обычно от 10 %, подтвержденное гарантированное размещение, возможность выбрать номер при бронировании (если искать номер заблаговременно, больше вероятность, что гостиница предложит разные варианты для проживания). Гостиница в свою очередь получает доход от продажи номера заранее, может сделать ранние прогнозы по загрузке, спланировать работу объекта и привлечь большее число гостей за счет скидки.

Отелю важно проинформировать гостя обо всех условиях такого тарифа при бронировании, так как он предполагает внесение предоплаты.

Семейный тариф

Этот тариф рассчитан на семьи с детьми. Отель предлагает по специальной цене большие номера или предоставляет кроватку/дополнительное спальное место. Кроме того, семейный тариф может включать в себя дополнительные бонусы — например, ранний заезд или поздний выезд, бесплатный завтрак для дошкольников, скидку на услуги прачечной и т.д.

Отели, которые предлагают семейный тариф, развивают инфраструктуру для комфортного пребывания гостей с детьми. Это может быть игровая комната, детские принадлежности в номере, стульчики в ресторане.

Тариф выходного дня

Этот тариф вводят гостиницы, у которых в выходные нет спроса, а заезды гостей бывают в будни — например, бизнес-отели.

Чтобы стимулировать спрос, отель предоставляет постояльцам скидку при бронировании номера на пятницу, субботу и воскресенье или праздничные дни. При этом можно установить определенные ограничения по датам заезда, например не раньше пятницы, или по количеству дней проживания.

Перечень возможных тарифов не ограничивается теми, что перечислены в этой статье. Мы рассмотрели лишь самые популярные. Отель может планировать тарифную сетку на свое усмотрение, в зависимости от интересов целевой аудитории, сезона и ситуации в туристической сфере.

Источник

Оцените статью