Где снимали отель у погибшего альпиниста

Ностальгическое путешествие в кино Прибалтики

Долгая дорога в дюны

Новые лица, свежие впечатления

Не стремясь соперничать с центральными киностудиями по части валового охвата зрителя, во многих республиках делали акцент на кино с узнаваемым национальным колоритом. На берегах Балтики всегда хватало талантливых людей и оригинальных идей, ну а умения подчеркнуть свою самобытность нашим соседям уж точно не занимать. Оставалось только совместить эти качества на экране.

Первым прибалтийским фильмом, о котором заговорили, стал «Никто не хотел умирать» литовца Витаутаса Жалакявичюса. С него, можно считать, началась всесоюзная известность целой плеяды прекрасных актеров: литовцев Донатаса Баниониса, Регимантаса Адомайтиса, Юозаса Будрайтиса, Альгимантаса Масюлиса, эстонца Бруно Оя, латышки Вии Артмане. Сложилось все: новые лица на экране, неожиданный поворот сюжета, свежие впечатления критиков и зрителей. Историю непростых послевоенных отношений между сельчанами и новой властью читатели журнала «Советский экран» назвали лучшим отечественным фильмом 1966 года.

Реликвия на добрую память

Вероятно, задумай снимать подобное развлекательно‑рыцарское кино в СССР где‑то за межами Прибалтики, создателям пришлось бы доказывать его важность перед строгим худсоветом. В основном подобные фильмы к нам приходили из Франции. Там вовсю размахивал шпагой Жан Маре. Но в Таллинне, где каждый камень старого города дышит историей, вольная экранизация книг классика эстонской литературы Эдуарда Борнхеэ была как само собой разумеющееся. Кино снималось на эстонском языке и первоначально было показано только в этой прибалтийской республике. Эффект превзошел самые смелые ожидания. За год фильм увидели свыше 700 000 человек — более половины всех жителей тогдашней Эстонской ССР! Дальше — больше. Зрительский успех ждал картину и во всем СССР. Правда, не обошлось и без маленьких хитростей.

Республиканский уровень и всесоюзный — разница большая. Некоторые вольности, допустимые на местах, в Москве шансов имели мало. В эстонской версии фильма музыка звучала в исполнении рок‑ансамбля, а баллады спел Пеетер Тоома. В те времена рок‑музыка в Советском Союзе была не в чести, и в русскоязычном варианте пошел не рок, а… прозвучал лирический баритон Георга Отса. Популярного эстонского артиста страна знала по фильму 1958 года «Мистер Икс» и теперь вновь представилась возможность услышать его легкий акцент, придававший пению особое очарование.

Зато актерский состав вопросов не вызывал: интернационал в его лучшем понимании. Хотя помог случай. История началась в Симферополе, когда в местный театр приехал эстонский художник Рейн Раамат. Его попытка донести по‑русски с акцентом вахтеру свою просьбу едва не закончилась фиаско. Хранитель дверей категорически отказывался позвать одну из актрис. На помощь пришел молодой актер Александр Голобородько, который объяснил гостю, что актриса пока в отъезде, а между делом пригласил Рейна на спектакль. Завязалась дружба. Рейн в долгу не остался — и вскоре Александр уже осматривал уютные таллиннские кабачки.

На главную роль вольного человека Габриэля планировали местную звезду Бруно Оя, однако Голобородько на пробах проявил себя как умелый фехтовальщик, удивив даже Владимира Балона, которому доверили постановку подобных трюков. Спустя десяток лет Балон обретет известность благодаря участию в вышеупомянутом сериале «Д’Артаньян и три мушкетера». А тогда в Эстонии Голобородько во время драки лихо перемахнул через лестницу, пробежал по наклонной стенке, оттолкнулся от нее и, кроме всего прочего, неожиданно технично отражал все атаки Балона, лишь после признавшись, что сам имеет звание мастера спорта по фехтованию… На роль возлюбленной Габриэля выбрали латышку Ингриду Андриню. Главной звездой фильма стал Ролан Быков, а более скромных персонажей поделили между собой актеры Эстонии и Латвии. Фильм снял режиссер Григорий Кроманов. Именно с его именем будут связаны и другие заметные на всесоюзном уровне эстонские картины: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Отель «У погибшего альпиниста».

Капкан 80-х

Сентиментальную «Дорогу» в Советском Союзе любили за красивую историю любви, при этом несильно задумываясь о том, что в сериал заложен сложный, а порой противоречивый путь, который преодолели латыши в ХХ веке.

Другое дело «Двойной капкан». Фильм стал абсолютным лидером советского проката 1986 года!

Его смотрели как крутой боевик. Едва ли не наследник «Пиратов ХХ века». Сотрудник КГБ Гунар в исполнении Альгиса Матулениса раскидывал бандитов, словно Николай Еременко — пиратов… Но все‑таки, чтобы понять причины небывалого успеха картины, стоит отмотать календарь на 35 лет назад. Время, когда за видимым благополучием в СССР вызревали внутренние проблемы. Молодежь все больше смотрела на Запад как на идеальный мир изобилия, охотилась за одеждой с фирменными лейблами, а некоторые чиновники, заботясь о собственном благосостоянии, закрывали глаза на должностные обязанности. Прибалтика манила своей западной эстетикой, а Рижское взморье утвердилось местом, где престижно провести лето. Особенно среди студенчества. В 1980‑е продвинутые белорусские парни и девушки меняли горячие черноморские курорты на самое близкое море. Рано утром фирменный поезд «Чайка» покидал минский вокзал, а уже после обеда все весело выгружались из рижской электрички под шум прибоя.

Собственно, море было даже не главным атрибутом балтийского отдыха. Холодное мелководье Юрмалы — не лучший повод окунуться, а солнце на пляже часто сменяет моросящий дождик… Куда больше привлекал шарм, присущий побережью. Прогуляться под соснами, посидеть в летней кафешке. Потягивая через соломинку пепси‑колу, угоститься миниатюрным, не в пример минским, пирожным. Загадочные названия кафе: «Дайна», «Йома», «Лидо»… Последнее — не сегодняшний сетевой общепит, а давнее, помнящее еще довоенные времена здание, где своя, неповторимая атмосфера, про которое даже был сложен стишок: «Я поведу тебя в «Лидо», но только после, а не до»…

Собственно, об этом и был фильм — о престижных прибалтийских курортах, о внутренних, но понятных каждому проблемах. По сюжету правоохранительные органы справляются с преступниками, но сама обстановка, в которой им приходится действовать, рождает множественные вопросы к моральному состоянию общества.


«Красные листья» Эдуарда Павулса

Известного латышского актера Эдуарда Павулса многие помнят по ролям отца Тука в «Стрелах Робин Гуда» или Якоба Озолса в «Долгой дороге в дюнах». Однако первую всесоюзную известность ему принес белорусский фильм «Красные листья». В нем Павулс сыграл главную роль — Андрея Метельского, прототипом которого был один из организаторов комсомольского подполья в Западной Белоруссии, а впоследствии государственный деятель БССР Сергей Притыцкий.

ПОПУЛЯРНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ КИНОСТУДИЙ

1965 «Никто не хотел умирать»

1976 «Приключения Калле‑сыщика». Телефильм

1981 «Американская трагедия». Телесериал

1983 «Богач, бедняк…» Телесериал


1967 «Армия «Трясогузки» снова в бою»

1972 «Слуги дьявола на чертовой мельнице»

1976 «Смерть под парусом». Телефильм

1981 «Долгая дорога в дюнах». Телесериал


1975 «Бриллианты для диктатуры пролетариата»

1979 «Отель «У погибшего альпиниста»

Источник

Где снимали самые известные советские фантастические фильмы: прекрасные пейзажи, которые казались неземными

В советские времена на экраны выходило немало фантастических кинокартин. Многие из них до сих пор пользуются любовью зрителей. Очень часто для таких фильмов требовались красивые, интересные пейзажи. Режиссеры нередко снимали кино даже не используя специальные декорации.

Читайте в материале, какие места Советского союза запечатлены на кинопленке и выглядят так, словно съемочная группа посетила другие галактики.

«Кин-дза-дза» Данелии, съемки под палящим солнцем в Каракумах и «Отель у погибшего альпиниста» на «Шимбулаке»

Для съемок замечательного кинофильма «Кин-дза-дза» режиссер Данелия выбрал Каракумы. Именно тут удалось создать атмосферу другой планеты, где оказываются главные герои. Эта картина снималась в 1984 году в знойных Каракумах. Группа работала под Небит-Дагом, это город в Туркмении (в то время Туркменская Советская Социалистическая Республика). Актерам было непросто, так как съемки пришлись на самый жаркий период года в этом регионе. Работа начиналась рано утром, не позднее 6 утра, и уже в полдень приходилось приостанавливать процесс, так как находиться на солнце было просто невозможно.

1979 год порадовал любителей фантастики фантастическим детективом «Отель “У погибшего альпиниста”». В основе — одноименная повесть знаменитых фантастов Стругацких. Чтобы провести пейзажные съемки, был выбран горнолыжный курорт «Шимбулак», который расположился в горном районе Заилийского Алатау (Казахская ССР) и работает и сегодня, принимая туристов. Высота расположения курорта — 2260 метров над уровнем моря. В двадцати пяти километров находится Алматы (Алма-Ата).

Чтобы снять роскошные панорамные виды, группа поднималась еще выше, к урочищу Ворота Туюк-Су. Здесь действительно очень красиво. Склоны покрыты белоснежным снегом, а на них яркими пятнами выделяются вечнозеленые ели. Гостиница из фильма смотрелась так современно, что зрители были уверены — она находится за границей, в Альпах. Сегодня здания уже нет. Как совпадение: на небольшом расстоянии от «Шимбулака» (Малое Алматинское ущелье) установлен памятник казахским альпинистам, погибшим во время подъема в горы.

«Человек-амфибия» в бухте Ласли в Крыму, а также «Отроки во вселенной» на мысе Опук

«Отроки во вселенной» снимали на полигоне, на мысе Опук.

Для съемок кинокартины по повести Беляева «Человек-амфибия» было выбрано красивейшее место Крыма — бухта Ласпи. По плану картина должна была сниматься в Саргассовом море. Увы, из-за дороговизны от этой идеи отказались. Был вариант поехать на Каспийское море, однако и тут возникла проблема: вода была очень мутной.

Оставалось Черное море. Все было хорошо, но сравниться с Саргассовым морем в плане богатства дна оно точно не могло. Пришлось искать выход их положения. Решили сделать скалы и кораллы из пластика, а водоросли из поролона.

Во времена съемок этого фильма в советской стране практически не было подходящей аппаратуры для подводных экспериментов, потому многие считали такую творческую затею провальной. Ведь художественных фильмов такого плана в СССР просто не существовало. Но все закончилось хорошо: в 1961 году состоялась премьера, и картина сразу стала знаменитой. А через шесть лет ученые провели смелый эксперимент «Операция “Ихтиандр”», который был предназначен для того, чтобы изучить возможности человека под водой.

Прекрасный детский фильм «Отроки во Вселенной» (режиссер Викторов) школьники увидели в 1974 году. Снимали картину на мысе Опук. Герои кинокартины попадают на таинственную планету, которая затерялась в созвездии Кассиопея. Для того, чтобы показать приключения друзей, съемочная группа поехала на Керченский полуостров. Режиссер получил разрешение работать на военном полигоне, который подошел просто идеально. Пустыня с кратерами вулканов (а это были обычные воронки от снарядов) выглядела загадочно и мрачно. Соляная почва переливалась и привлекала внимание. Консультировал группу космонавт Береговой. Это он хлопотал, чтобы было получено «добро» на съемки на полигоне. Кстати, модели техники для фильма были сделаны в пропорциях 1:1. Это же относится к звездолету «Заря». Нужный эффект был достигнут. Фильм имел огромный успех.

«Трудно быть богом», крепость Чуфут-Кале и «Земля Санникова» на Камчатке

«Землю Санникова» снимали на Камчатке, а «Трудно быть богом! — в крепости-городе Чуфут-Кале.

Еще один замечательный фантастический фильм по Стругацким снимали в Крыму. Речь о картине «Трудно быть богом» (режиссёр Фляйшман), которая вышла в 1989 году. Сегодня старинная крепость-город Чуфут-Кале почти разрушена. А тогда это место идеально подошло кинематографистам. Тут все подходило: полуразвалившиеся мечети, таинственные пещеры, старинные камни. Кстати, в 17 веке крымские ханы использовали крепость для того, чтобы держать в ней русских пленных. В древности в городе было не менее 400 домов, а население составляло пять тысяч жителей. В конце 19 века Чуфут-Кале забросили, его население переехала туда, где с водой было меньше проблем. Но не только здесь снимали фильм. Для него подошел еще один средневековый город с красивым названием Эски-Кермен, а также Поликуровский холм (Ялта) и скала Ак-Кая, находящаяся у реки Биюк-Карасу.

Прекрасный фильм «Земля Санникова» выпущен в 1973 году. При просмотре кинокартины зрители были поражены величественными кадрами, например, скалы, остывшая после извержения вулкана земля. Все это было снято в Кроноцком заповеднике, непосредственно в циркообразной котловине вулкана Узон, что на Камчатке. Эту местность многие знают, как долину гейзеров. Увидев единение струящегося пара и ледяного снега, лежащего на сопках, создатели решили, что это место просто идеально для показа неповторимой атмосферы Земли Санникова. Кстати, актеры здесь не участвовали. Эпизоды были записаны в ленфильмовских павильонах, а также в Кабардино-Балкарии, в Ялте и на Финском заливе На Камчатке побывали только операторы и, конечно, режиссеры. Все было сделано профессионально и отлично вписалось в картину.

Источник

Оцените статью