Водлозерский национальный парк – три дня удовольствия от озера

поездка в Карелию на машине, Водлозеро, Водлозерский национальный парк, поездки на машине по России

На часах — 5:30 утра. На календаре — 9 июня 2012 года. Допивая кофе, три наших экипажа грузятся в автомобили в разных районах Санкт-Петербурга. Стартует наша очередная поездка в Карелию на машине. Встречаемся на заправке в Разметелево под Всеволожском. Позевывая, здороваемся и трогаемся в путь. Впереди у нас 600 километров дороги. Сколько уже было, этих поездок на машинах по России и Европе, сколько их еще будет… В этом путешествии цель – Водлозерский национальный парк.

Позавтракали в Подпорожье, в Вытегре перекусили мороженным, пообедали в Пудожи. В этих кафе все вкусно и очень недорого. Грейдер сменяется асфальтом, асфальт — грейдером. Шутим, болтая по рации, фотографируем из окна. Идеальный день – никуда не торопимся и настроение у всех шестерых превосходное. Водлозеро еще впереди.

Читали ли вы отчет  том, как мы два дня катались по Карелии вокруг Ладоги и осматривали водопады? Если нет, то советуем это сделать — та поездка в Карелию тоже была на редкость удачной.

Но вернемся к Водлозеру. Въезжаем на машинах в Куганаволок, это уже Карелия. Знакомимся с нашим проводником Осиповым Николаем Михайловичем (с ним договаривались заранее) и сразу безоговорочно и навсегда влюбляемся в него. Он на катере, двумя ходками, переправляет нас на Казанаволок (остров на Водлозере), который станет нашим домом на ближайшие два дня. Вокруг нас – Водлозерский национальный парк. Наши автомобили остаются во дворе дома Николая Михайловича.

Не знаем, куда смотреть, чтобы не пропустить ничего. Очень красиво. Ни в одной поездке по Европе (пусть и на машине) не увидишь таких красот, как в России.

Острова, заросшие соснами и лиственницами. Чайки, летающие над Водлозером. Часовни с ласточкиными гнездами под крышами. Местные жители, катающиеся на катерах по Водлозеру. Хочется обнять все это, и озеро, и острова, и деревни, и сам воздух. Обнять и оставить прижатым к себе навсегда. Водлозерский национальный парк – та глубинка, из которой не хочется уезжать.

Мы поселились в настоящем русском ДОМЕ. С русской печкой, с вязанными ковриками на дощатом полу, с валенками у дверей и с глиняной посудой в деревянных буфетах. Вокруг дома – поля ярко-желтых одуванчиков и березовая роща. И мы уже уверены, что эта поездка в Карелию на машине будет одной из самых запоминающихся и удачных.

Первый вечер проходит неспешно. Да и можно ли торопиться в Водлозере? Едим шашлыки, запиваем их пивом, рыбу ловим. Рано ложимся спать. Николай Михайлович предупредил, что разбудит нас очень рано – завтра много планов, завтра надо как можно больше успеть увидеть того, что именуется Водлозерским национальным парком.

Утром просыпаемся, готовим на завтрак кашу. Николай Михайлович вежливо стучится в дверь, прежде, чем войти – он предложил устроить нам водную экскурсию по Водлозеру. На моторной лодке отправляемся навстречу новому дню. Николай Михайлович развлекает нас рассказами из жизни Водлозерского национального парка, пытаясь перекричать рев мотора. Рассказывает он, на удивление, столь грамотным языком, без малейшего признака деревенско-русской простоты, что мы только удивляемся.

Первая наша остановка — у Ильинского погоста. Как и огромное количество церквей, монастырей и погостов, которые мы уже успели повидать во время многочисленных поездок на машине по России, Ильинский погост не радует цветущим видом. Но его хотя бы восстанавливают. Пока наш Николай Михайлович общался с местным игуменом, мы сходили на экскурсию в главный храм Водлозерского национального парка на этом погосте.

Экскурсию нам проводил молодой монах, которому в знании истории и умении вести беседу далеко до Николая Михайловича. Хотя он искренне пытался отвечать на наши вопросы. После общения с монахом дошли до интересной березы, этакой достопримечательности Водлозера. Ее фотография часто мелькает в сети. В отчетах тех, кто совершал поездку по Карелии на машине с заездом в эти места. Многоствольных берез в этом краю много, но такая, с двенадцатью стволами – единственная. Ее название — «Береза двенадцати апостолов».

Береза огорожена небольшим забором. Но мы заметили одну интересную деталь — у самой земли четко виднеется спил ТРИНАДЦАТОГО ствола! Наверное, сами монахи спилили лишний ствол, дабы дерево смогло носить библейское имя. И береза стала тем местом, куда стремятся все, кто едет на Водлозеро.

Попрощавшись с Ильинским погостом, мы дали игумену денег на восстановление храма. И поплыли дальше. И снова – брызги воды в лицо, солнце, острова с почерневшими покосившимися от времени домами. И снова – истории от нашего проводника про каждый остров, деревню (а то и дом!) Водлозерского национального парка.

Останавливаемся на Колгострове, в той деревне, в которой прошло детство нашего Николая Михайловича. Пятьдесят лет назад в деревне был магазин, стояли деревянные срубы, бегали дети, а сейчас – один целый и один развалившийся дом в окружении полей анютиных глазок. Эх, Водлозеро…

Обед мы устроили на очередном острове в Гость Наволоке, где мужская часть команды заложила тайник у часовни (вы слышали про игру геокешинг?), а женская – сварила суп. В суп планировалось добавить щавеля, растущего повсюду, но Николай Михайлович сообщил, что делать этого не стоит. Дескать, весь остров пару дней назад был обработан каким-то составом, который уменьшает количество то ли комаров, то ли мошки. Поэтому щавель, будучи съеденным, может ненароком уменьшить и наше количество.

После обеда переправились в Коскасалму, где Николай Михайлович, знающий практически каждого жителя Водлозера, ведет нас в дом, где делаются лодки. Даже не лодки, а огромные деревянные шаланды. Во дворе познакомились с шестилетним шустрым мальчиком Мишей, обнаружили ГАЗ-69, стоящий на вечном приколе и покачались на старых деревянных качелях, удивляющих своей прочностью. Зашли в часовню, на стенах которой виднелись остатки карандашных надписей, датированных шестидесятыми годами. Судя по надписям, в середине ХХ века в часовне располагался офис завхозов, потому что мы смогли прочесть на стене: «Отруби на свиноферму. 1968 год».

Следующая наша остановка во время водной экскурсии по Водлозерскому национальному парку – деревня Варишпельда, где относительно молодая, но очень суровая матушка Наталья сначала отругала нас за то, что мы зашли в часовню без спроса, а потом стала беседовать о временах Никона. В Варишпельде в это время проходили практику студенты Мухинского училища и рисовали виды Водлозера. А рядом с ними, у часовни на берегу, паслись козы и лошади.

После Варишпельды вернулись «домой». Обещанная баня перенеслась на следующий день, поэтому мы пошли жарить рыбу (которой нас угостил Николай Михайлович) и делать шашлыки. Под текилу, которая к ночи сподвигла нас на прогулку к берегу Водлозера, кувыркание в песке, песни, купание в первозданном виде и даже… Текила сподвигла нас даже на охоту на медведя. Медведь на нашем острове живет постоянно и его частенько подкармливает рыбой Николай Михайлович. Медведь, на наше счастье, оказался умнее нас, и знакомится с нами не стал. И слава богу. А то эта поездка в Карелию на машине могла бы стать для нас последней.

Утром к нам заглянул Николай Михайлович и спросил – когда мы сможем погрузиться в лодку и ехать к новым местам. В этот день мы планировали осмотреть дряхлую заброшенную плотину и половить рыбы.

И снова – вода, брызги, моторная лодка, размышляющий о жизни и травящий байки Николай Михайлович, и одно большое Водлозеро…

Погуляв по плотине, приступили к ловле рыбы. Рыбы было много. Над головами каждые полминуты мелькали лески с пойманными рыбешками и рыбинами. Мы охали и ахали. Николай Михайлович посмеивался.

И вечер в Водлозерском национальном парке. Последний вечер в краю наикрасивейшей природы, в котором медведи дружат с людьми. Где вместо машин ездят на катерах и лодках. Наш последний вечер этой поездки в Карелию, когда мы жили на почти необитаемом острове, а машины ждали нас в Куганаволоке, прошел в поедании копченой рыбы, ухи и отмывании себя в бане. Нам было очень хорошо, очень спокойно и очень по-доброму. И нам совсем не хотелось, чтобы «завтра» наступало.

Но завтра наступило. И вокруг Водлозера испортилась погода. Она как будто тоже грустила из-за предстоящего расставания. Ветер трепал березы и лиственницы, небо было мутно-серого цвета, по озеру гуляли сильные волны. А мы собирали рюкзаки и ждали Николая Михайловича, чтобы с его помощью вернуться в Куганаволок, откуда нам предстояла дорога обратно в Питер.

Решили ехать одновременно в двух лодках. Девочки – с проводником, а мальчики сами по себе. Потому что они у нас самостоятельные и взрослые. Мальчикам решили дать фору в 10 минут (мол, все равно потом догоним). Но по-взрослому у мальчиков не получилось в принципе. А самостоятельно плыть вышло крайне недолго. Девочки и Николай Михайлович стояли на берегу Водлозера и смотрели, как вырулившая на большую воду лодка с мальчиками вдруг остановилась, а мальчики стали делать какие-то странные движения. Потом лодку быстро понесло на берег, утыканный камнями. Причина поломки оказалась проста – у мотора случилась проблема с подачей топлива. И, в добавок, на винт лодки намоталась леска, непонятно как там оказавшаяся. Николай Михайлович очень переживал, разговаривал с мальчиками по рации, давал советы и явно пожалел о том что, решив сэкономить время, позволил жителям мегаполиса отправиться навстречу со стихией. Хоть и часто мы отправляемся в поездки по России, но все-таки преимущественно на машинах, а не на лодках. Опыта меньше. В Куганаволок возвращались прежним способом, в две ходки на лодке под управлением Николая Михайловича.

И вот наступил момент прощания с Водлозерским национальным парком. Обратная дорога была грустной. Потому что три дня, проведенных на Водлозере, были слишком позитивными, спокойными и красивыми. У нас появилось стойкое желание еще раз вернуться сюда. Снова отправиться в поездку в Карелию, но уже зимой (машины по этим дорогам прекрасно проедут).

Примерно в час ночи 13 июня 2012 года наши машины остановились у подъездов питерских домов и очередная поездка по России закончилась. Ждем новых!

Поиск авиабилетов:

Лучшие предложения от авиакомпаний ->>

Поиск отелей по всему миру:

Подберите отель сейчас и сэкономьте ->>

Планируйте заранее:

Необычные экскурсии от местных гидов ->>

Не забудьте про страховку:

Лучшие предложения туристических компаний ->>

Еще записи по тэгу «Карелия»:

Поездка в Карелию – есть ли мистика на Воттовааре?

Отчет о поездке на машине в Карелию на выходные

И рассказ об одной из поездок по Вологодской области: