Поездка в Норвегию – часть 4

Странный кемпинг, где все поют псалмы и старейший отель страны. В этот день мы забрались на высоту 1 500 метров, увидели некий агрегат, случайно попали в музей деревянного зодчества, а потом гуляли до ледника.

02.07.13 День десятый

Хотя вечер был хоть и холодный, но ясный, посреди ночи полил дождь. Вылезли из палатки около восьми утра – пасмурно, но солнце прилагает героические усилия, дабы пробиться сквозь тучи. Мы надеемся, что оно победит хмурость утра, потому что нам нужно хотя бы немного просушить палатку. Про то, что Норвегия в июле тоже не балует жарой, мы уже писали. Как обычно, на сборы уходит около 2-х часов, и выезжаем мы в районе 10 часов. Продолжая поездку в Норвегию, от Бергена едем по трассе Е 16. В Восс заезжаем в магазин Rimi. Следующая остановка- водопад Твиндефоссен. Если пуститься в самостоятельное путешествие на автомобиле, то мимо него, если ехать по трассе Е16, не проедешь, как ни старайся. Есть большая парковка, куда то и дело заруливают автобусы с туристами, в наличии и магазин с сувенирами. А вот туалет платный – 10 крон.

После Твиндевоссена делаем остановку на АЗС Шелл, перед Гудвагетуннелем. Здесь недорогой бензин — 14.16 кроны, тогда как в остальных местах он стоит больше 15 крон. На всякий случай заливаем бак. Ныряем в одиннадцатикилометровый тоннель, и сразу после выезда сворачиваем по указателю на Ундредал. Здесь тоже есть древняя ставкирка, да и сам поселок симпатичный. Впрочем, как и все поселки в Норвегии, но этот отличается тем, что имеет неплохие виды на фьорд. В церкви есть икона Николая чудотворца — подарок жителям от деревни-побратима из Краснодарского края. Церковь — исторический памятник, культурное наследие и находится под охраной ЮНЕСКО. Ундредальцы гордятся своим самым маленьким парком в Норвегии, посредине которого стоит памятник Козе. Именно козам, а вернее производимым из их молока продуктам Ундредаль отчасти обязан своей популярностью. Неподалеку находится козья ферма, а в деревенском магазине продается знаменитый норвежский козий сыр (белый и коричневый). Делают его в бережном почтении к национальным традициям и вековым технологиям. Неплохие виды на фьорд из точки с координатами N 60° 56.979′ E 7° 6.329′. Сюда можно заехать на автомобиле, но проблемно развернуться. На длинном авто лучше не соваться, пройдите пешком. От трассы ехать около 6 км.

После через Лаэрдальский тоннель катим в Боргунд. Во Фломе не останавливаемся, ибо были здесь во время предыдущей поездки в Норвегию, три года назад. По координатам N 61 02.819 E 7 48.720 находится ставкирка в Боргунд. Вход стоит 80 крон. Время работы : 1 мая — 30 сентября: 10.00 — 17.00; 11 июня — 21 августа: 8.00 — 20.00. Ставкирка понравилась. Это одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей. Всего в Норвегии было построено более 1500 ставкирок, до сегодняшнего дня в разной степени сохранности дожили только 28

Далее возвращаемся в Лаэрдаль, по пути сделав остановку и приготовив обед. «Елочка» так себе, навесов нет, столиков нет, поэтому координаты не приводим. Гуляем минут 20 старому Лаэрдалю, почти что приходим от него в восторг, и направляется по дороге № 5 на паром через Согне –Фьорд Fondes- Muh/// Опять только-только успели, последними закатив на паром. Стоимость проезда — 99 крон.

К 18 часам приезжаем в Солворн (примечательный город в Норвегии, о нем мы расскажем несколько позже), в надежде успеть на паром, идущий через фьорд в Урнес. Но увы, тут нам не везет, последний паром на Урнес ушел в 16.50. Разворачиваемся и возвращаемся на 55 трасу и заезжаем в кемпинг Lyngmo (61 18.475 7 12.897). Интересно, что он есть на карте страны, но его нет в каталоге. Кемпинг нам понравился, расположен в красивом месте на берегу озера. Кроме мест под палатки есть и гостиница, и кабинки. За машину, палатку, 2-х взрослых берут 240 крон, плюс еще 30 за электричество. Душ бесплатный, есть кухня с микроволновкой, плитой и посудой. Тут мы в первый раз воспользовались стиральной машинкой и сушкой (45 крон за все). В кемпинге, кроме нас и еще одной машины с голландскими номерами, все население – норвежцы. Причем, кемпинг явно с церковным уклоном – вечером все ушли на какую-то проповедь, потом занялись песнопениями псалмов. Исчезли абсолютно все, даже годовалые дети. Эти отдыхающие явно используют кемпинг не в качестве ночевки во время поездки по Норвегии, а как дачу.

03.07.13 День одиннадцатый

Подъем в 7.15 по будильнику. Эх, отпуск ведь, а мы будильнику отдыха совсем не даем… Поездка в Норвегию продолжается, хотя уже миновала экватор. Утро ясное, теплое. Вокруг тишина, кемпинг еще спит. Видимо, вчера утомились от песнопений… Готовим завтрак, варим кофе, собираемся и выезжаем около 9 утра. Погода отличная. «Сегодня Норвегия вспомнила, что на дворе июль» — шутим мы относительно погоды. В начале десятого уже в Солворне у парома, который отходит в 10 часов. Зато первые в очереди. Паром здесь маленький, всего на 6-8 машин. А если туда автобус залезет? В ожидании погрузки на паром, пошли гулять по городку. Гуляем вокруг, и вдруг обнаруживаем отель, позиционируемый как старейший в Норвегии, с 16ХХ мохнатого года. Забавно. Интересно, сколько там номер стоит? В кафешке рядом, ценник абсолютно не гуманный — домашний бургер 170 крон! Да уж, цены атомные на многое… Однако, ведь Норвегия – фьорды, горы и водопады, а отнюдь не цены, не так ли?

В 9.50 паром начинает погрузку. С нас взимают плату 123 кроны (90+33) . На паром заезжают 3 легковых машины и автобус (влез все-таки!). Одна машина явно местная – водитель жмет руку паромщику, о чем-то с ним переговаривается и не выходит из машины. Интересно, эти хуторяне когда-нибудь ездят в самостоятельные путешествия на автомобилях, или сидят на одном месте? Кроме трех машин и автобуса больше не помещается никто. Причем заезжать машинам нужно задним ходом. Из автобуса вываливается толпа туристов и сразу же становится тесно. Хорошо, что мы поднялись на верхнюю палубу раньше них и заняли удобные места.

До Урнеса плывем 15 минут. От пристани в Урнесе до ставкирки ехать около 1 км. Координаты ставкирки N61 17.890 E7 19.353. Открыта с 10.30 до 17.30. Стоимость посещения 80 крон.

От церкви едем в направлении Skjolden. Дорога узкая, но по ней идут туристические автобусы – удивительно, что несмотря на цены, туристическая поездка в Норвегию привлекает такое количество людей. Хотя, в принципе, что тут удивительного?.. Тут же мы повстречали три машины с питерскими номерами. Пытаясь разъехаться, приостановились и поприветствовали земляков. Они так, как и мы, полностью самостоятельно спланировали путешествие, но поехали компанией на трех автомобилях.

Так же на этой дороге заехали на водопад Фейгсфоссен. Паркуем машину (N61 23.233 E7 25.859) и по указателям следуем к водопаду. Подниматься минут 10-15. Однако ничего особо примечательного в водопаде нет – он красив, но так же красивы и другие норвежские водопады. Подняться к нему, чтобы размять ноги можно, но специально останавливаться — никакого смысла нет.

Далее началось самое интересное — выехали на 55 дорогу и продолжили путь по ней. Дорога вскоре начинает круто забираться в гору. Следуем за изгибами. И мы все выше и выше. Деревья становятся меньше, число их редеет, а потом и вовсе исчезает. Остаются камни и трава. 800 м, 900 м, 1000м, 1100 м. Здесь делаем остановку на интересной смотровой площадке в точке N61 30.471 E7 48.667. Обнаруживаем специальное устройство типа «прицела» — в него можно посмотреть на окружающие дорогу вершины и определить по лимбу, где какая.

Садимся в машину и едем дальше. А дорога идет все выше и выше. Здесь стоят специальные столбы, отмечающие высоту. 1100 м, 1200 м. 1300м. Вот и 1400 м! Больше столбиков нет. Но навигатор показал высоту в одном месте 1450 м. Вокруг снежники и лед на озерах. Температура Норвегии в этом месте — всего + 5 (хороший июль, ничего не скажешь). Бррр… Но в целом мы сделали вывод, что в нашей поездке 55 дорога была одной из самых красивых в Норвегии.

После того, как дорога пошла вниз, стали искать место для обеда. Ибо есть уже хотелось, шоколадку, выделенную на этот день, уже съели, а обедать при +5 не хотелось. Место привала нашли в точке N61 40.761 E8 13.518. Здесь замечательная парковка в лесу, на берегу речки.

После перекуса доехали до Лома. Здесь пополнили запасы бензина на АЗС Статойл по 14.59 и запасы продуктов в магазинах СООР и Кiwi. Потом прогулялись до знаменитой ставкирки. Строение интересное, но мы таких уже много видели, поэтому в особый восторг не пришли. После церкви пошли еще гулять по городку и, совершенно случайно, обнаружили музей деревянного зодчества под открытым небом. Множество домов. Амбары. Хранилища. Сельская школа с домом учителя. Все свезено сюда из разных мест. В некоторые помещения можно зайти, в некоторые – только заглянуть в окно. Есть выставка древних сельскохозяйственных орудий. И это все бесплатно. И нет никого из обслуги. Заходи себе, смотри. Здорово. Правда, открыто только до 16.30. Судя по объявлениям, в музее регулярно проводятся мастер-классы, но мы их не застали.

После Лома едем по дороге № 15. Минуем отель Полфосс 1889 года. В Гротли сворачиваем на дорогу № 258. Читая отчеты о путешествиях на автомобиле, узнали, что по этой дороге рекомендуется проехать. Прямо вот обязательно нужно. Мы проехали. Дорога грунтовая и не рекомендуется для караванов. Особых красот мы не увидели — 55 дорога явно круче.

Спускаемся по серпантину, и вновь вливаемся в 55 дорогу. Немного не доезжая до Струн, останавливаемся в кемпинге Klevenes (N61 55.705 E6 50.965) в кабине за 425 крон (после торга — прямо как на рынке). Вай фай хялявный. Жарим свининку и пьем вино. В планах завтрашней поездки – посещение еще одного ледника Норвегии.

04.07.13 День двенадцатый

Видимо, потому что ночевали в домике, спали на редкость долго – проснулись только в 9 утра. Или это вино виновато?.. Погода радует, переменная облачность, осадков нет. Пока разогрели завтра, пока неспешно собрались, пока убрали домик (обязательная процедура, если не хотите за нее отдельно платить) стрелки часов подползли к 11. Но сегодня мы особо не спешим, маршрут поездки запланирован не очень длинный, поэтому можем себе позволить немного порелаксировать.

Едем к леднику Бриксдаль. Вначале по 15 дороге, потом сворачиваем на 60-ю. Дорога идет по долине Олдендален. Долинка очень живописная. Но дорога узкая, особо не разгонишься – часто нужно притормаживать и пропускать встречных. Вплотную к леднику подъехать невозможно. Оставляем машину на парковке и пешком идем около 3 км до ледника. Если идти пешком лениво, или же нет сил, то можно проехаться на маленькой открытой машине «тролл кар». Но поездка стоит недешево, как и все в Норвегии – вынь да положь 190 крон с человека. Так что мы идем пешком. А вот группа индийских туристов (первый раз видели жителей Индии в виде туристической группы в горах). По пути попадаются таблички, отмечающие уровень края ледникового языка в разные годы. Длиннее всего он был в период «малого ледникового периода» — в 1760-1765 годах (более ранних табличек просто не видели). Зато забавно отмечать, как он таял каждые 50 лет.

К самому леднику подходить не рекомендуется – стоит заборчик с грозными надписями, описывающими всяческие опасности, которые могут подстеречь человека на леднике. Провалитесь, станете жертвами камнепада, свернете шею и т.д. Сплошной комикс с животрепещущими картинками. Но на свой страх и риск вполне можно перелезть этот невысокий заборчик и подойти ближе. Через заборчик мы, конечно же, перелезли, но к самому леднику все-таки не пошли.

После ледника Бриксдаль держим путь на Далсниббу. Опять возвращаемся по 15 дороге, вползаем наверх по серпантину, ныряем в туннели и выруливаем к 63 дороге, ведущей к Гейрангеру. По ней несколько километров, и вот поворот на Далсниббу. Проезд к вершине платный — 100 крон. Но что же делать, пешком идти в гору в наши планы не входит. Наверху нас встречает сильный пронизывающий ветер Норвегии, но хотя бы нет дождя и низкой облачности (июль!!!). Прекрасно виден Гейрангер фьорд с большим круизным лайнером. Вокруг – туристы, пытающиеся удержать на головах шапки и капюшоны.

Серпантин вниз на 63 дороге тоже виден отлично, скоро там поедем. Долго не вершине не задерживается – холодно и сдувает. Рулим вниз. К 16 часам спускаемся в Гейрангер, где и останавливаемся в Гейрангер кемпинг. 62 05.983 7 12.255 . Машина, палатка, 2 взрослых – 200 крон, плюс 40 за электричество. Душ тоже платный — 10 крон. Вай–фай бесплатный, но всего один час (пароль дают на ресепшен). Далее — 20 крон в час.

 

Установили палатку, приготовили обед и пошли прогуляться по окрестностям. Погода снова стала хорошей, мы сказали за это «спасибо» Норвегии, и вдоль фьорда дошли до начала дороги Орлов. Вдоль склонов растем масса спелой земляники. И ее почти никто не собирает. Мы это упущение исправили, и наелись ею до отвала. Очень вкусная.

Пока гуляли, теплоходы ушли. Когда теплоход начинает выходить из гавани, нечто вроде пушки салютует ему три раза, а в ответ корабль дает протяжный гудок. Хорошая традиция, однако! К 20 часам вернулись в кемпинг, приготовили ужин. Но погода испортилась, пошел дождь. Пришлось залезть в палатку. Около 22 часов рядом с нами припарковались ребята из Питера. Отбой в 23 часа.

С благодарностью к прочитавшим, Кеша

Это может быть интересно:

Что такое отдых в кемпинге?

Сказ о том, как мне покорилась скала «Язык Тролля»

Кьераг — горошина над пропастью

Поездка в Норвегию – цена нашего отдыха

Норвегия — с чего все началось?

Наш отчет о поездке в Норвегию по частям (прочитав его вам будет легче планировать свое путешествие по Норвегии на машине):

Поездка в Норвегию – часть 1 — Старт, допрос на границе, продуктовый шопинг в Суоми, странный американский мальчик, паром, неожиданные траты на кемпинговые траты, Швеция с унитазами и писающими статуями, и волнения первой ночи в самой северной стране Скандинавии.

Поездка в Норвегию – часть 2 — Старейшая ставкирка страны. Почему из колодок может пойти дым?…. Поход к знаменитой горошине – цепи нам в помощь, кафедра без проповедников, еще одна ставкирка и двойной водопад, падающий прямо на трассу.

Поездка в Норвегию – часть 3 — Шоколад с хлебом, радуга над ледником. Что нужно для того, чтобы сесть на язык?…. Проехав по кругу, можно оказаться в новом месте, а не вернуться на предыдущее. Берген – сирень, черешня и олеандры…

Поездка в Норвегию – часть 5 — Как мы видели самые забавные мостки, попали в самую странную церковь Норвегии и что будет, если не слушать навигатор. И еще внезапная находка спланированной поездки в Норвегию — самый исторический холм страны (речь идет о легендарном норвежском правителе). К чему приводят споры о животном мире.

Поездка в Норвегию – часть 6 — Заполярье — в Норвегии в июле бывает +4; конец путешествия в Норвегию и шведский грейдер; знакомство с северными оленями; самый огромный кемпинг, паровозы и скульптуры Финляндии

 

Поиск авиабилетов:   

Лучшие предложения от авиакомпаний ->>

 

Поиск отелей по всему миру:

Подберите отель сейчас и сэкономьте ->>

 

Планируйте заранее:

Необычные экскурсии от местных гидов ->>

 

Не забудьте про страховку:

Лучшие предложения туристических компаний ->>

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *